Бизнес — это война, древняя игра с вечными истинами, и суть стратегии — систематизированный, проверенный временем подход. Доскональное планирование в сочетании с безупречным исполнением является ключом к господству в конкурентной среде.
Так, в ставшем классикой фильме Wall Street режиссера Оливера Стоуна, финансист Гордон Греко обучал своего протеже, используя афоризмы древнего китайского военного философа Сунь Цзы. Звучит хорошо, но мы давно знаем, что стратегическое планирование обладает серьезными ограничениями.
Представление о менеджерах как о генералах, руководящих битвой с высокого холма, в лучшем случае — очень устаревшая концепция. Хотя мы, взрослые, часто не понимаем этого, представители пресловутого поколения Y осознают это на интуитивном уровне, и этим во многом объясняются их игровые предпочтения.
Игра королей
Стоит пролистать рекламные материалы любой консалтинговой фирмы, и вы обязательно наткнетесь на упоминание древней игры в шахматы. Будь то изображение шахматной доски или расставленных на ней фигур; аккуратно вплетенный термин вроде «эндшпиль» или «шах и мат» — встреча с шахматной терминологией или образами неизбежна.
Да и почему бы нет? Игра в шахматы — это стратегия в чистом виде. Все по-настоящему умные злодеи в фильмах о Джеймсе Бонде всегда играли в шахматы. Начав с одинаковыми фигурами на одних и тех же позициях, вам нужно перехитрить своего противника, думая на несколько ходов вперед. Лучшей метафоры для бизнес стратегии не найти.
Вот только совсем не многие руководители играют в шахматы, и, насколько я знаю, очевидной связи между хорошей шахматной стратегией и хорошей бизнес стратегией не существует. Образ погруженного в раздумья шахматного игрока как воплощения бизнес-стратега интригует, но является неточным и вводит в заблуждение.
Единственный инсайт, который мы можем извлечь из этой игры — это умение, называемое чанкинг, которым могут похвастаться многие гроссмейстеры. Они способны узнавать фрагменты партий и проигрывать в голове игры целиком. Тем не менее, эта способность изменяет им вне шахматного турнира, что должно насторожить успешных управленцев, работающих за рамками своей компетенции.
Страх и ненависть в Лас Вегасе
Джон фон Нейман был математическим гением библейского масштаба. Он совершал нечеловеческие подвиги в подсчетах и демонстрировал удивительную память (ребенком он развлекал гостей своих родителей тем, что запоминал страницы телефонной книги, всего лишь раз на них взглянув). Как ни странно, при этом он был абсолютно никудышным игроком в покер.
Хотя он мог следить за картами и оценивать вероятность лучше любого живущего на земле, он был не в состоянии предсказать самую важную переменную — поведение других игроков. Эта дилемма стала для него толчком к созданию теории игр, благодаря которой можно просчитать вероятность того или иного поведения других людей, и которая нашла широкое применение в таких сферах, как переговоры и маркетинг.
Неудивительно, что многие акулы бизнеса — заядлые игроки в карты. Наиболее знаменитые среди них — Билл Гейтс и Уоррен Баффетт, которые являются страстными игроками в бридж. В книге «Кванты» ее автор Скотт Паттерсон отмечает, что многие топовые трейдеры начинали с игры в покер.
Маклюэн и Галактика Гуттенберга
Маршалл Маклюэн был, очевидно, первым человеком, который серьезно задумался о последствиях возникновения электронных медиа. Его основная идея сводилась к тому, что печатная пресса изменила не только скорость и расстояние, которое могут преодолевать идеи, но и то, как люди думают. Другими словами, «медиа само по себе является сообщением».
Электронные медиа, в свою очередь, должны были коренным образом изменить не только то, как мы изображаем жизнь, но и то, как мы ее проживаем. В 1964 он написал:
«Сегодня именно мгновенная скорость электронной информации впервые позволяет нам легко разглядеть образцы и формальные очертания изменения и развития. Весь мир, прошлый и нынешний, открывается теперь перед нами, словно растущее растение в безумно ускоренном кинофильме».
Это относится не только к медиа, которые мы смотрим, но и к играм, в которые мы играем. И хотя карточные игры все еще пользуются популярностью в студенческих общежитиях, в центре внимания сегодня, конечно, находятся видеоигры, особенно так называемые массовые многопользовательские онлайн игры (ММО), которые создают виртуальные миры со своей экономикой, культурой и квазиправительственными структурами.
Игра без конца (The Quest of Questing)
Если Маклюэн прав, и медиа само по себе является посланием, игровые стратегии
«встроены» бизнес стратегий тех, кто в них играет. Давайте рассмотрим World of Warcraft, самую популярную MMO игру, в которую играет более 10 млн. людей.
Вы начинаете как игрок базового уровня, обладающий некоторыми талантами, требующими совершенствования. Вы выполняете простые задания и получаете небольшую награду за их выполнение. Чем дальше вы продвигаетесь, тем сложнее становятся задания, и вы понимаете, что вам необходимо плодотворно сотрудничать с другими игроками, чтобы достичь своих целей.
Наконец, вы осознаете: если вы хотите преуспеть в этом мире, вам нужно стать членом гильдии, что откроет вам доступ к дополнительным ресурсам, возможностям сотрудничества и получению опыта. Иногда, чтобы развиваться, вам приходится брать передышку, приостановить квест и сконцентрироваться на развитии своих умений.
По сути, вы никогда не выигрываете. Цель игры — постоянно увеличивать набор своих умений и расширят сеть своих знакомств, чтобы сконцентрировать в своих руках максимальную власть и влияние. Звучит знакомо?
Дерзость молодости
Когда Марк Цукерберг недавно появился на встрече с инвесторами в толстовке, один аналитик прокомментировал это как «признак незрелости» и отметил, что Цукербергу следовало бы проявить больше уважения к инвесторам, поскольку тот пришел просить у них деньги.
Он пошел дальше, предположив, что для Facebook было бы не лишним обзавестись каким-то взрослым надзирателем за Цукербергом, а самого создателя сети сместить с позиции CEO на более продуктоориентированную должность.
В ответ на это Генри Блоджет опубликовал заметку на сайте Business Insider:
«Марк Цукерберг плевать на вас хотел. Его волнует его продукт, а не вы, ваш бизнес или возврат на инвестиции. Он рассматривает вас как источник ликвидных средств для его работников и существующих инвесторов и проводит публичное размещение акций компании только потому, что вынужден».
Другими словами, игра изменилась. Как Цукерберг написал в письме потенциальным акционерам: «Мы не создаем сервисы, чтобы делать деньги — мы делаем деньги, чтобы создавать более совершенные сервисы». Перевод этого высказывания звучит так: не доставайте его, он проходит свой квест. Так проявляется дерзость молодых в наши дни. Они все чаще ожидают, что мы включимся в их игру.
И дело в том, что они, вероятно, правы. Сегодня на место систематизированной стратегии приходит стратегия, подверженная постоянным изменениям. Она требует взаимодействия с другими ради укрепления навыков и получения ресурсов, которые помогут приблизиться к цели, достигнуть значимости и, если игра сыграна хорошо, бессмертия.
Источник: digitaltonto.com
Автор: opzarkol
Теги: Business Insider, Generation Y, Mark Zuckerberg, MMO, Wall Street, World of Warcraft