Думаете, ежегодный арт-фестиваль в Невадской пустыне – это недельная вакханалия?
Тогда вы кое-что упускаете из виду. Burning Man – удивительно успешное предприятие. У его организаторов стоит поучиться тому, как вдохновлять креативных людей и создавать крутой продукт.
Созданный 25 лет назад, Burning Man растет из года в год. В 2011-м он был так популярен, что организаторам пришлось в какой-то момент прекратить продажу билетов, чтобы не нарушать порядок использования арендованной земли. И ведь эти билеты не дешевы – $300 с человека.
По существу, в Burning Man считают свое дело не «продуктом», а «общественным экспериментом». Но его росту, с точки зрения числа потребителей и выручки, может позавидовать любой бизнес. Как же им это удается?
Всё начинается с культуры
Прежде всего, Burning Man – это не только фестиваль. Фактически, это город, причем в период проведения мероприятия он становится 11-м по размерув штате Невада. Блэк Рок Сити (названный по имени пустыни Блэк Рок) своими очертаниями напоминает подкову, разбитую на «кварталы» и «районы», где посетители выстраивают свои лагеря, зачастую состоящие, помимо палаток и тентов, из зон отдыха и игровых площадок. У «города» есть даже собственное почтовое отделение, а также аэропорт.
Многие из посетителей Burning Man оказываются там не только ради кутежа и тусовок, но и просто потому что им нравится это место. Люди едут ради атмосферы. Это один из самых дружелюбных городов мира. В большей части лагерей действует политика открытых дверей. Вы можете остановиться где угодно. «Бёрнеры» с удовольствием помогут вам поставить палатку или собрать инсталляцию. И здесь удивительно безопасно для города с населением в 50 000, многие из жителей которого торчат неделю напролет. Женщины чувствуют себя совершенно безопасно даже в 3 ночи, а конфликты– совершенно невиданное явление.
Так как же Burning Man формирует собственную культуру? Это микс из вертикали власти и горизонтали самоуправления. Сама организация издает Путеводитель Выживания, который обстоятельно объясняет идеалы этого места и руководящие принципы, которые заставляют все работать. Эти идеалы организаторы упоминают во всей коммуникации. Но, по большому счету, все это работает благодаря тому, что люди общаются друг с другом.
Группа, к которой я присоединился, когда впервые сюда приехал, представляла собой толпу студентов, которые висели изо всех сил. И эти самые студенты очень четко проинструктировали меня насчет того, что на территории необходимо подбирать любой мусор, который крупнее блестки, чтобы оставить пустыню в первозданном виде.
Как это происходит? Burning Man феноменальным образом транслирует собственную культуру всем участникам мероприятий. Участники ценят всеобщие усилия, они упорно трудятся, чтобы придерживаться культурных принципов и ознакомить новичков с ними.
Добавьте доверия
Еще один важный культурный компонент – позитивный настрой, основанный на чувстве юмора. На Burning Man нет бюрократии или запрещающих знаков. Вместо них установлены знаки о том, что должны знать участники фестиваля, и о том, что они могли бы забыть. Но эти знаки остроумны – например, этот напоминает о том, что велосипед (основной транспорт здесь) не стоит тянуть в общественную палатку.
Организаторы проявляют доверие к сообществу. Рейнджеры-волонтеры постоянно патрулируют территорию. Но делают они это, скорее, для того, чтобы кому-нибудь помочь при случае, а не ради соблюдения законодательства. Организаторы относятся к «бёрнерам» с доверием, в надежде на соблюдение общественного порядка и на помощь в его поддержании. Порядок здесь проистекает из следующего закона человеческой натуры: люди хотят вдохновения, а не лекций. Они лучше реагируют на юмор и намеки, чем на жесткие правила и презумпцию виновности.
Мотивация автономией
В отличие от многих фестивалей, Burning Man предоставляет инфраструктуру: город, туалеты, рейнджеров и волонтеров. Все остальное делают сами участники: гигантские техно-клубы, классы йоги, арт-выставки, веселые транспортные средства, кустарные рестораны, технологические семинары, цирки, чил-ауты.
Вещи, которые делаются участниками фестиваля, меняются из года в год, восхищают и сводят с ума. Автобус для вечеринок, который выглядит как резиновая утка. Mant Farm – трехэтажная рукотворная версия старых формикариев. Картинги, похожие на истребители. Сценки из водевилей. Соло-скрипки далеко в пустыне. Чилл-аут ровно там, где вам и нужно. Сад огня. Семинар по управляемым сновидениям. Информационное табло, где каждый может написать шутку. Пиратский бар, где какие-то нинзи наносят кому-то какой-то ущерб (речь об интернет-меме). Даже 40-футовая, восьмитонная ракета, которая теперь стоит на причале в Сан-Франциско. Вы можете провести здесь неделю, но так и не увидеть всего, что тут происходит.
Так как же Burning Man заставляет людей создавать все эти чудеса? Точно не с помощью приказаний. Организация просто устанавливает несколько руководящих принципов, главным образом, в целях безопасности, и затем позволяет посетителям все остальное. Не все идеально, разумеется. Каждый год происходит куча мероприятий, выставок и активностей, о которых потом не вспоминают. Но в этих ошибках вся прелесть, поскольку Burning Man не устанавливает правил насчет того, какими должны быть инсталляции, вечеринки и все остальное.
Это секрет, который давно известен организациям, использующим творческий потенциал сотрудников: вы не можете управлять креативностью. Вы можете только создать условия,– устанавливая границы и затем предоставляя вашим творческим людям возможность автономно работать так, как им хочется.
Поощряйте признанием, а не баблом
Burning Man действует по принципу «никаких денег». Все, что приносят участники, должно быть разделено с другими участниками бесплатно (см. раздел “Decommodification” в 10 основных принципах).
Другими словами, что бы вы ни притащили с собой: будь-то набор обручей или тент для танцпола стоимостью десятки тысяч долларов, вы должны осознавать, что тратите свои деньги и проливаете свой пот безо всяких надежд на вознаграждение. С чего бы это все так делали, спросите вы. Ответ найдете в последней книге Даниэля Пинка Drive, исследующей науку о человеческой мотивации (и то, как фирмы часто понимают ее превратно).
Пинк пишет, что вы не можете мотивировать творческих людей деньгами. Конечно, вы должны платить достаточно для жизни, и не меньше, чем людям его профессионального круга, чтобы человек не чувствовал себя недооцененным. Но в целом, если просто повышать зарплату креативщику, это не влияет на качество его работы.
Вместо этого креативщикам нужна свобода или та самая автономия, о которой мы говорили выше. Затем нужна возможность сделать что-то очень хорошо (мастерство), возможность быть частью чего-то большего (цель). И все это обеспечивает Burning Man.
И что бы ни выдавал на гора ваш воспаленный творческий мозг, на Burning Man этому обязательно найдется применение. Что еще более важно: вы будете чувствовать, что приносите пользу обществу, делаете большое общее дело. Даже новички, которые с опаской озираются по сторонам в первый свой визит сюда, весь следующий год мучаются мыслями о том, какую бы фигню придумать и привезти сюда в следующий раз.
Все вышесказанное лишний раз подтверждает общеизвестное правило: доверяйте людям и они отплатят вам тем же. Дайте им творческую свободу, и они удивят вас тем, что придумают. Это и есть здравый смысл. Но все же большинство организаций только и делают, что структурируют правила и нормы вокруг презумпции виновности собственных служащих, вместо того, чтобы доверять им, и предлагать не только деньги, а возможность реализации собственного творческого потенциала.
Burning Man – живой пример организации, успешность которой базируется на не таких уж и распространенных правилах здравого смысла.
Фотографии: E.B. Boyd и Mike Q. Victor
Этот перевод посвящается нашему тысячному читателю Sergey Kustom.
Источник: fastcompany.com