Вместо того, чтобы нанимать креативщиков со стороны, мы должны способствовать развитию креативности у людей, с которыми уже работаем.
Недавно, стоя перед аудиторией из 40 менеджеров, я попросил поднять руки тех, кто считает себя креативным. Эта группа представляла собой отборных менеджеров корпорации, ее будущее. Только трое подняли руки.
Есть ощущение, что все рассчитывают позаимствовать креативность извне. Теоретически, наем креативных людей может привнести в компанию новый тип мышления, омолодить ее, дать толчок инновациям. Недавнее исследование IBM показало веру топ-менеджеров в то, что творческий потенциал – ключ к успеху для их компаний на ближайшие годы, более важный, чем управленческая дисциплина, целостность или даже видение. Если творческий потенциал – будущее бизнеса, почему только трое из сорока подняли руки?
Дело в том, что менеджеры не считают свою профессию целиком креативной. Лишь некоторые аспекты их работы подразумевают творчество.
Одна из причин этого – традиционный образ креативного гения: одинокий человек, рожденный творить, побуждаемый невыразимым желанием создавать искусство. И хотя все эти творческие люди вдохновляют нас, они не всегда являются теми, кого корпоративная Америка может использовать в своих целях. Но есть и контраргумент, озвученный Кеном Робинсоном: мы все рождаемся творческими, а образовательная система уничтожает это в нас за несколько школьных лет.
Вторая теория применима к тем из нас, кто не является несчастными художниками, которых выгоняют из дому за неуплату. Нам не нужно переучиваться на креативщиков, нам нужна творческая поддержка, в особенности на работе. Креативность на рабочем месте зависит от контекста. На работе творческий потенциал не является индивидуальной чертой. Он проистекает из экосистемы.
Творческие люди – не такой редкий товар, чтобы мы стремились скупить их всех. Если Вы управляете бизнесом и хотите новшеств, гибкости, творческих решений, вам не обязательно следует нанимать креативщиков. Вы, вероятно, уже наняли их. Я определяю творческого человека как того, у кого есть способность идентифицировать и глубоко вникнуть в проблему, а затем решить ее, перевернув все с ног на голову. Пользуясь этим определением, мы можем называть креативщиками куда большее количество людей.
Лучшие учителя обычно те, кто не делает работу “по книге”. Это применимо для докторов, предпринимателей, почтальонов и даже бухгалтеров. Все они отлично знакомы с проблемой и, если дать им волю, готовы успешно ее решить. В нашем офисе в Остине самый креативный сотрудник – Елена с ресепшена, очень квалифицированная решательница проблем. Эти профессии не признаются креативными, потому что только определенные области профессионального применения официально считаются “творческими” (дизайн и реклама, например). Это похоже на тотальную проблему, учитывая общее мнение о том, что креативность спасет бизнес.
Итак, что вы можете сделать? Во-первых, найдите умных людей с оригинальным мышлением, которые хотят делать вещи немного по-другому, а затем снабдите их инструментами и правилами, чтобы они могли работать именно так, как они считают правильным. Вот некоторые подсказки по вычислению творческих людей среди тех, кто уже работает с вами:
- Творческие люди сопереживают. В дизайне мы формализуем это посредством исследования дизайна, но в других областях вы можете обнаружить таких людей среди тех, кто все рассматривает вопрос с человеческой точки зрения (с точки зрения потребителей, или других сотрудников). Обычно такие люди креативны.
- Творческие люди просят о помощи. Творческое решение проблем требует сотрудничества и понимания того, что решение найдется скорее, если работать в команде, а не одному в кьюбикле. Творческий потенциал редко процветает в среде, где коллеги настроены друг против друга.
- Творческие люди задают вопросы (и подвергают сомнению статус кво). Самые творческие ребята из тех, которые на вас работают – те, кто пристает с вопросами по поводу возможных изменений принципов работы. Выслушайте их.
- Они могут быть скрытными. Помните, что творческие люди в вашей организации не обязательно являются лидерами и лучшими сотрудниками. Если ваша корпоративная культура не поддерживает их, они могут чувствовать себя подавленными или недооцененными.
Мы хотим, чтобы эти творческие люди бросили вызов реальности и привнесли инновации, но это часто требует поведения, которое не поддерживается в бизнес-культуре: нарушений правил, проталкивания новаций без согласования и так далее. Во многих корпоративных культурах такое поведение считается опасным.
Итак, вы уже нашли креативщиков среди своих сотрудников. Как вы можете их поддержать?
- Пересмотрите понятие успешности. Определите критерии измерения и награждения креативности. Можно назначать вознаграждение за коллективную работу или давать призы за самую странную идею. Это определенно не означает, что необходимо и дальше придерживаться традиционных критериев оценки работы, таких как количество потраченных часов.
- Предоставьте этим людям конкретное отдельное пространство для креатива. Здесь должны находится разные предметы, позволяющие строить, рисовать, “думать руками”.
- Поощряйте дикие идеи и идеи, которые основаны на знании человеческих нужд. Это должно произойти на уровне лидеров. Не спрашивайте “Насколько велик рынок?”, сначала спросите “На какую потребность мы отвечаем этой идеей?”
- Заведите привычку презентовать идеи до того, как они полностью оформлены. Пусть лучше будет больше сырых идей. Легко остановить посредственную затею прежде, чем вы вложите в нее усилия и эмоции.
- Позвольте членам команды поближе узнать друг друга. Мы скорее станем сотрудничать со знакомым человеком, чем с “тем парнем из маркетинга”.
- Поддерживайте качественные исследования. Позволяйте людям в пределах вашей организации входить в курс дела, чтобы узнавать больше о ваших клиентах или клиентах ваших клиентов.
Латентным креативщикам в большой корпорации даю совет: старайтесь быть замечены. Рискуйте, ищите себе подобных и продолжайте задавать вопросы. И ради Бога, если кто-то просит поднять руку тех, кто считает себя креативным, гордо поднимите обе!
Источник: designmind.frogdesign.com
Теги: creative, designmind, IBM, Kate Canales